Я есть то, что я ем: искусственное перепрограммирование потребностей

С некоторых пор я стал задумываться над тем, что я ем, и сейчас захотелось зафиксировать некоторые мысли.

Когда-то я думал, что “организм сам знает, что ему нужно”. Теперь мне кажется, что это было совсем неумно. Можно поверить в то, что это верно для животных, но в магазине-то у нас продаётся совсем не то, на что человек оптимизирован в результате эволюции. Как крайний пример – организм курильщиков “знает”, что ему нужен никотин; для меня аксиома, что это неправильно и что только “правильное” знание того, как оно работает и к каким последствиям приводит, плюс желание измениться могут исправить ошибку. Получить “правильное” знание ещё и не всегда легко, тем более тому, кто не имеет образования в области медицины и биохимии. Вот например 70 лет назад сигареты рекламировали даже при помощи врачей, и конечно не-слишком-продвинутому человеку легко повестись на такие хищные вещи века.

Реклама из 1940-х годов

Мало того. Человеческий живот не эволюционировал для переработки кислоты с сахаром (лимонад). У неандертальцев этого не было. Но это не обязательно значит, что правильнее всего питаться именно тем, что ели неандертальцы. У нас есть выбор: мы можем питаться так же, а может быть можем и ещё лучше. Биологически человек, видимо, расчитан на то, чтобы ходить босиком, активно двигаться почти всё светлое время суток, жить в среднем лет 30, чтобы женщины рожали каждый год начиная с 14 лет, и чтобы четыре из пяти детей умирали в младенчестве от болезней. Но сейчас мы, к счастью, можем выбирать, делать так или как-то иначе.

Вдохновившись примером курения, можно сделать следующий шаг: ведь большие количества сахара, жареного, жира – в первую очередь насыщенного, из продуктов животного происхождения, и уж тем более трансжира – это из той же оперы. (Повторяю примечание: а какие количества “большие”? На этот вопрос должен быть ответ у врачей, причём у каких-то врачей он может быть неправильный, как на рекламе вверху.) Организм не может их распознать. У обезьян и жирное, и сладкое встречаются в еде совсем не в таких количествах, как у нас в магазине, а трансжиров не встречается вообще. Я и раньше об этом вроде бы знал, но только недавно это “знание” изменило мои привычки.

Менять привычки обычно нелегко, пишут даже, что взрослые люди практически никогда этого не делают, за исключением потрясений в жизни. Мне кажется, что заставлять себя есть “всякое полезное”, когда организму всё-таки хочется курить (или кока-колы, или бифштекс) неэффективно. На постоянную борьбу с самим собой уходит много сил, и психологический дискомфорт может даже свести на нет положительное физиологическое воздействие. На написание этого поста меня подтолкнуло то, что лично мне удалось изменить свой рацион без ощущения насилия над собой. Не уверен, каким именно образом – как будто бы я сперва только думал над тем, чтобы делать что-то лучше, потом чисто из интереса стал так делать, поначалу вроде бы не получая от этого особого удовольствия, потом это вошло в привычку, а потом, случайно попробовав, с удивлением отметил, что чай с двумя ложками сахара или говядина жареная в жире мне неприятны.

В какой-то момент до меня дошло, что я осуществил искусственное перепрограммирование потребностей, о котором несколько тяжеловесно, но очень обстоятельно написал Виктор Аргонов.

К сожалению, иногда тема здоровой еды загрязняется фанатизмом тех, кто впадает в неё как в религию, то есть теряет способность и желание к критическому восприятию информации и научному подходу. Наверное этому подвержена любая тема.

Думаю, что для совершённого изменения мне потребовалось сделать два шага:

1. Понять, хочу ли я этого и нужно ли мне это. Не все хотят и не всем нужно. На кассе в магазине я не раз смотрел на продукты предыдущего в очереди и ужасался: 6 банок Кока-Колы, 3 мешка чипсов и пачка сигарет… представить себе это в животе и в лёгких… но может быть этого предыдущего ситуация устраивает, или у него имеются какие-то другие причины так питаться. Кто-то думает: “Я обожаю этот сыр/эскалоп/торт, я не хочу от него отказываться” – так никто и не заставляет. К счастью, мы свободны выбирать свой идентитет.

2. Узнать о возможностях. Трудно перейти на более здоровую еду, если я ничего не знаю и не умею готовить, кроме макарон с сосисками и яичницы, а 90% блюд в столовой – в стиле “кусок жареного мяса с картошкой”. Оказывается, возможности есть; необходимо конечно сделать некоторые движения, чтобы найти их и научиться ими пользоваться, а не просто всегда хватать то, что можно быстрее всего в рот засунуть. Улучшить своё питание методом “взять традиционную еду и вытащить из тарелки всё вредное” не получится – ничего не останется, или то, что останется, не будет полноценным (а то и вообще съедобным). Я очень благодарен собственным детям за то, что они мне показали эти возможности.

Ð’ качестве примечания – заметил, что в продуктовом магазине я стал проходить мимо целых коридоров, сразу видя, что “это не для меня”. Ну, быть в меньшинстве мне не привыкать. А ещё наверное processed foods в картонных коробках, напичканные сахаром и консервантами, хранятся годами, а овощи испортятся за несколько дней, поэтому выгоднее и проще занять 80% полок вот таким.