Проехал 2 июня местный велопробег. Pirkan Pyoraily, двадцать пятый по счёту. Дистанции были 210км, 134км и 40км. Какую выбрать, вопрос не стоял -- так же, как и в прошлый раз. Началось всё с того, что за день до этого у меня была температура 38. Конечно, в таком состоянии ехать нельзя. Но в силу различных обстоятельств я решил, что всё равно поеду. Погода была просто феноменальная. Впрочем, она была такая почти всю неделю до этого: +20 и больше, чистое небо! (Я всю эту неделю и всю эту погоду провалялся в кровати.) Надеваю велошорты и короткую футболку. Подъехав к старту, обнаруживаю там, как и ожидал, толпу народу в шлемах и велоформе (а также и без), и ясно, что в таком количестве народу Jari я просто так не найду. Всего в пробеге участвовало больше полутора тысяч человек. Пишу сообщение, Jari не отвечает. Ну что ж, поеду сам по себе. В прошлый раз Jari служил мне основную часть дистанции локомотивом. Но я надеюсь, что за кем прицепиться и так всегда найдётся, а если и нет -- какая разница, это же не соревнование. Уже становится тепло. Делаю кадр уезжающей группы. Их выпускают по 50 человек с интервалом в минуту, распределение согласно номерам. Подхожу к своему "кластеру" и встаю в поток стартующих. Всё-таки есть разница -- ехать одному или в таком мероприятии! Я толпоненавистник, исповедую принцип Юрия Наумова "видишь толпу -- отойди", но здесь как-то этот дух толпы имеет совсем другую форму, не отталкивающую, как на массовых празднествах или стадионах. А может, просто причина сбора мне сейчас по душе, а раньше была нет? Или это велосипеды привлекают взгляд, так, что просто смотреть куда угодно интересно? Или -- всё-таки дух соревнования, толпа толпой, но каждый хочет обогнать соседа? Не знаю, но ощущение замечательное, нисколько не жалею, что сейчас я не один. Впрочем, один я бы и не поехал в моей ситуации. Смотритель с флажком отсчитывает секунды, желает счастливого пути. Едем! В моей минуте -- ещё люди из Нокии, и по крайней мере один иностранец (по-английски говорит). Компания смотрится довольно ездовой, но почему-то едут они 20км/ч! Что-то это не то. Я знаю, что сначала нельзя рвать, это самая первая, банальная ошибка. Но не в такой же степени!.. Нет, я бесстрашно вырываюсь вперёд на "жуткой скорости" 28км/ч и догоняю какую-то предыдущую группу. Следующие километров 15-20, как раз до выезда из города и пригородов, народу едет много. Группы едут в 2-3 ряда, часто сливаются, иногда это не группы, а почти сплошной поток, при этом едущий разнородно -- ведь стартовали люди самой разной подготовки, некоторые едут на самых простых велосипедах с болтающимися восьмёрками на колёсах. Вот это неслабое геройство, проехать так все 134км. Ищу подходящие скопления, пока проблем с этим нет. Кстати, на протяжении этого пробега массово нарушаются финские правила движения -- все едут по автомобильной полосе, а не по велодорожке. Ещё бы, она и узка для такого потока, и менее ровная, и поребрики встречаются. Выезжаем из города на шоссе. Очень быстро становится свободнее, движение превращается почти всюду в однорядное. Видимо, те, кто могли, рванули, а до этого спокойно ждали, пока народу станет поменьше. Передо мной едет женщина на простом велосипеде, совершенно неспортивного вида (толстая) -- и выдаёт под 30! Мне просто страшно видеть, с какой силой она жмёт на педали, когда я их умеренно подкручиваю -- сопротивление качения и воздуха на такой скорости играет определяющую роль. Я ехал за ней достаточно долго, потом всё-таки обогнал с какой-то другой группой и мысленно завидовал, и снова говорил себе не судить по первому впечатлению. Странно то, что мне труднее держаться за колонной на прямых участках и спусках, а на подъёмах мне кажется, что они едут очень медленно и постоянно хочется обогнать. Сдерживаюсь, экономлю силы. Получается, что на подъёмах отдыхаю. Интересно, почему это так. Вообще-то потом я понял, что все *настоящие* шоссейники едут 210км, а с нами либо ветераны, либо любители типа меня. Хотя я встретил руководительницу нашей нокиевской вело-организации (на самом деле никакой нет там организации, только письма рассылают иногда о вело-событиях да вот велофутболку подарили). Неужели я её обгоню? Этого не может быть, она настоящая спортсменка, и велосипед у неё что надо. Но вроде она осталась позади... Даю себе слово не лидировать. В этом действительно нет смысла, всегда можно найти подходящую по скорости группу. И тем не менее несколько раз на подъёмах не выдерживаю и ухожу вперёд. Один раз за мной даже никто не прицепился, я так и ехал один некоторое время -- феноменально. Через каждые 30 км на дистанции остановки, где дают разное питьё, а примерно посередине -- ещё шоколадки, изюм, булочки и что-то ещё в этом роде. В прошлый раз мы с Jari решили остановиться только там, и пока ехалось так хорошо, что я также не стал останавливаться на двух предыдущих остановках. Одна проблема -- солнце светит сильно, руки сгорят... Но с этим ничего не поделать. Надеюсь на лучшее. Вокруг, как я смотрю, в-основном люди на шоссейных велосипедах, но много на старых, например, с переключателями на раме. В этот раз стартовал я немного раньше (номер был меньше), и "простые велосипедисты" почти все уже остались позади. Хотя встечаются и чуда с крыльями и багажником -- прямо как я сам. Впрочем, их мы только обгоняем. Километров за 10 до серединного привала -- длинный пологий подъём. На нём я впервые нагрузился до предела, так, что когда он кончился, еле крутил педали. Ну зато дальше почти 5км спуска. Доехали! Чувствуется, что я еду рано: народу на привале ещё совсем мало, и в-основном народ спортивного вида, в шоссейных туфлях. Может быть, это уже догнали профессионалы с 210 километров -- стартовали они раньше. Я, кстати, за 70км выпил всю свою фляжку 0.6, и даже хотел бы ещё. В прошлый раз я не знал, что на велосипеде пить нужно столько, сколько хочется, и погода была прохладная, так что я вообще не взял воду. Jari был крайне этим удивлён, постоянно предлагал мне свою флягу, а я ехал по принципу пешего похода -- на дистанции минимум воды. Теперь без неё хорошо бы мне не было. Конечно, пеший поход и велосипедная гонка -- это день и ночь по виду нагрузки. Ну а сейчас привал, сок, шоколадки. Класс. Почему-то многие участники пробега предпочитают комфортабельному туалету придорожные кусты. Может, там ещё комфортнее?.. Хотел сделать снимок себя прекрасного, но -- видимо, слишком долго слушал наумовскую "балладу о часовом винтике". Из фотоаппарата утром выпал этот самый винтик. В результате кадр не щёлкается. Мог бы проверить и сэкономить 200г веса. Главное, конечно, то, что в принципе едется. Я ожидал самых разных поворотов событий, в том числе и того, что после первых 20км развернусь и поеду на автобусе обратно. Но почему-то моё прошлое состояние не повлияло на способность ехать на велосипеде. Средняя скорость до привала 31.5. Если честно, это триумф. В прошлый раз было меньше. Впрочем, в прошлый раз были другие колёса, другая одежда и не было низких передач. Отдохнув 20 минут, еду дальше. Велосипедисты теперь едут ровными колоннами, почти нет обгонов. Чувствую, что всё-таки еду на пределе возможности, то есть, правильно расчитал силы: рванул бы быстрее -- приехал бы позже. К тому же, начался более разнообразный рельеф, так что я несколько раз переключался на свою маленькую переднюю звезду -- и видел, как её не хватало соседям с двумя огромными шоссейными звёздами! Еду вроде бы медленно, по сегодняшним понятиям, до 25. Но думаю, что не буду уходить вперёд, что-то мне кажется, что люди вокруг лучше меня понимают в темпе. Так и оказалось: на более ровной дороге они вышли на 30, и явно не стоило тратить кучу сил на небольшом горном участке, чтобы потом зависнуть на прямом. Тут вдруг нас обгоняет Mari, руководительница нокиевской велоорганизации! Так-так, думаю я. А что если за ней прицепиться? Голос разума подсказывает, что не стоит. Но я ещё не понял, что его в таких ситуациях надо слушать, и отрываюсь от основной группы. Да. Хватило меня минут на 5. Видно, она решила после привала наконец поехать. Со скоростью 40 -- так, что мне впритык хватало самой высокой передачи! В гору, метров 200 длиной -- то же самое, только стоя на педалях... К счастью, подвернулась группа, едущая в более любительском темпе. 3 человека, из них один -- на байке (и злоупотреблявший высокими передачами). Они спокойно ехали около 28 и менялись, а я скромно прицепился сзади. Так мы доехали до последнего привала, который всего в 13км от финиша. Обстановку разнообразили только проносившиеся слева профессионалы с надписями Colnago, Pinarello и ещё что-то в этом роде. В прошлый раз мы с Jari на этом последнем привале остановились -- видимо, он как раз сделан для тех, кто не расчитал сил! А я снова допил всю воду. Но ехать вроде ещё мог, и -- вместе с моей группой не стал останавливаться. Оставшиеся километры я уже считал. Нас обогнала та группа, которую я оставил, погонясь за Mari. Начинает чувствоваться близость финиша -- люди поднажимают. Крутой мэн на байке постоянно встаёт на педали, а я вообще не могу этого сделать, падаю сразу... Но как-то и без вставания не отстаю. Вот и въезд в город. Велодорожки, поребрики. Последние километра три гоним 33км/ч. Финишные ворота. Записывают номер, беру медаль. Можно снова попить сока и киселя, и в столовой поесть какой-то подходящей для спортсменов еды, но еда уже не бесплатно. Отдыхаю. Можно двигать домой. Увидел мальчика лет 9 на Cannondale -- вот на чём могут ездить дети! Ну неужели он проехал все 134км? Всё-таки нет, наверное, он ехал 40. Колёса 26 дюймов, а рама -- уменьшенная копия взрослой шоссейной. Смотрится очень складно. Правда, и стоить такое должно как взрослый Cannondale или даже больше, за эксклюзивность. На финише разыгрываются небольшие призы. Приз получил номер, на единицу меньший моего :) И в телефоне -- сообщение от Jari, он вчера участвовал в каком-то крупном празднике и сегодня утром был настолько не в форме, что не поехал! Позор!! :) Итого: 134км, 4:30(4:50) часов, 30.1(27.7)км/ч. Цифры в скобках -- если учитывать время привала как ходовое. Неплохо! Снимаю компьютер, еду домой со скоростью 15 км/ч :) :) Всем удачных поездок и хорошего самочуствия! Костя.