Небольшие покатушки вокруг Тампере

Парк Сейтсеминен | Хельсинки-Тампере | 2 дня под дождём | Пиркан Пюорайлю | Тампере-Репосаари | Хельсинки-Тампере, попытка номер два | Хельсинки-Тампере, попытка номер три | Города вокруг Тампере | Северо-запад | На лыжах, пешком, или на велосипеде? | Город Huittinen | Козёл и пролетарии из города Ваммала

Парк Сейтсеминен, лето 2000

Участников было двое: Ваш покорный слуга и Игорь Яковлев. До момента нашей встречи я вёз почти всё снаряжение. Никакого велосипедного рюкзака у меня тогда не было, и я поставил обычный рюкзак с пеной, проложенной цилиндром, на багажник. Он даже ни разу не упал, только раскачивался немного :)

Хельсинки-Тампере, 31 марта 2001 г.

Давно назревала идея проехать между Тампере и Хельсинки, в какую-нибудь сторону. По таблице расстояний в карте -- 170 км. Как раз недавно завершили строительство последнего участка нового шоссе, столь же прямого, как и старое, и местами идущего рядом параллельно ему, так что на старом шоссе должно быть не слишком много машин. Подумав, решаю ехать в Хельсинки на поезде, а своим ходом обратно: приятнее приехать сразу домой, чем в мокрой одежде сидеть 2 часа в поезде.

С моим приятелем в Хельсинки мы договорились, что я приеду около 10 утра, для этого надо встать в 6:30. Погода средняя: температура воздуха 0 или чуть выше, небо равномерно серого цвета, то ли начинает идти дождь, то ли это такая влажность в воздухе. В Хельсинки то же самое. Не сразу нахожу дом Максима, он переехал сюда полгода назад и я там ещё не бывал. Отлично встретились, отлично позавтракали :), я наконец-то вернул книжку, которую хотел отдать уже несколько месяцев. К 12 часам готов стартовать. Прощаемся.

На улице всё то же самое: нельзя сказать, что дождь идёт, но также и нельзя сказать, что его совсем нет. К счастью, дороги чистые -- уже долго стоит такая погода, снег в городе и на дорогах смыло дождями. Вроде бы попасть на дорогу Хельсинки--Тампере совсем просто, надо ехать по самой главной улице Mannerheimintie (названа в честь генерала Маннергейма, выдающегося человека, которому Финляндия в первую очередь обязана своей независимостью), но на выезде из города она превращается в автотрассу. Велосипедная дорожка идёт параллельно и постоянно пересекает по тоннелям автостраду, на каждой развязке отходит в сторону метров на 200, чтобы пересечь поперечную дорогу, пересекается с другими велодорожками после спусков, так что постоянно приходится тормозить и забираться вверх -- при том, что местность совершенно плоская. Очень хочется просто ехать по дороге, но нельзя.

Наконец, "старое" шоссе, по карте, начинает жить самостоятельной жизнью после третьего объездного кольца вокруг Хельсинки. Какое счастье ехать прямо! По этим велодорожкам я проехал по карте 12 километров за час. Но дальше шоссе идёт замечательно, машин мало. Правда, из-за измороси рукава куртки уже промокли и начинает намокать свитер. На мне простая, не "велосипедная" одежда -- кроссовки, джинсы, обычная старая куртка и шерстяная шапка. Одна только есть "специализированная" деталь: неопреновые перчатки с двумя пальцами. Если бы не они, мне бы пришлось плохо. Неопрен греет и в мокром состоянии (вообще это перчатки для водников), правда, он очень толстый и мягкий, не очень удобно держать руль.

Что-то едется не так быстро, как хотелось бы: скорость 20км достигается только на хороших участках дороги, при том, что нет встречного ветра (попутного тоже). В моих планах было сделать 2 остановки через 60 и 120 километров, ровно на одной трети и двух третях пути. Однако, увидев придорожное кафе, я останавливаюсь после первых 45км.

В кафе очень уютно и, разумеется, тепло. Я без комплексов снимаю куртку (одежда на мне весьма "бомжовая" -- просто старые вещи, в которых уже неприлично ходить на работу), и она успевает высохнуть. Протормаживаю 45 минут и съедаю полноценный обед. После этого скорость резко поправилась! 20+ километров держится легко. Проезжаю знакомые места: Хювинкяя, там мы работали в вычислительном центре операторов сети GSM; Риихимяки, там я пересаживаюсь, когда еду на поезде в Петербург. Дорога как шла, так и идёт: машин совсем мало, может, одна за минуту-две, а асфальт отличный.

Потом всё как-то идёт однообразно. К семи часам вечера добираюсь до Хямеенлинна -- это 100 км от Хельсинки, 80 до Тампере. Не возникает колебаний: надо остановиться поесть, к тому же у меня замёрзли ноги. Встаю у маленькой кофейни. Мой заказ, конечно, нетипичен (4 чашки чая и что-нибудь ещё), но всё-таки мне показалось, что продавщица несколько недружественно на меня посмотрела. Ладно, здесь резиновые улыбки покупателям не возведены в обязанность, думаю я, но потом, в туалете, взглянув на себя в зеркало, я, кажется, понял, в чём было дело. Видимо, как-то изменилось кровообращение -- губы были настолько красные, что однозначно казалось, будто они накрашены помадой :) Хотя никаких неприятных ощущений, никакой страшной усталости я не чувствовал. Пока.

Теперь я буду знать, что в таком состоянии надо останавливаться. Из Хямеенлинна можно было уехать на поезде, но тогда мне даже не пришла в голову такая упадническая идея, и я поехал дальше.

Дальше стало темнеть. В 8 я решил включить фару. В 9 стало совсем темно и в фаре перегорела лампочка! Очевидно, что в такое время на трассе лампочки я нигде не найду. Встречные машины переключали передо мной свет на ближний, пока я сам светился, а теперь перестали -- они меня не видят. Навешиваю на себя все свои отражатели, 4 штуки. Задний красный фонарь работает. Теперь я вожу с собой запасную лампочку.

Часам к десяти я сдох окончательно. Передачи, на которых я ехал, не хочется даже вспоминать. По глупости я не запасся вообще никакой едой, а купить уже ничего было нельзя -- остались работать только автоматические заправочные станции. Я знаю ощущение, когда усталость как бы забывается, начинает слегка кружиться голова -- это признак того, что силы совсем подходят к концу и скоро можно просто свалиться, но не знаю, что делать, если это подойдёт. В голове такие мысли: до дома 40км. Это проходится пешком за 8 часов. Сейчас слезаю и иду... Но пройдя метров 20, сажусь обратно в седло, преодолевая пятиминутную ломку в заду (через месяц я заменил седло на более удобное).

Может, меня частично спасало то, что я уже знал места и говорил себе: ну, отсюда ты уже помнишь дорогу... Сюда ты уже ездил из дома... На самых последних километрах было несколько подъёмов, которых я "в обычной жизни" не замечал, а сейчас боролся с желанием слезть.

Дома был в час ночи. Таким образом, 180 километров пройдено за 13 часов. Среднюю скорость, если считать всё время, вычислите сами...

2 дня под дождём, апрель 2001

В среду я решил, что на выходных надо бы покататься. В четверг успел собраться, почему-то одного вечера на это хватило впритык. И вот, в пятницу сразу после работы выезжаю.

Прогноз обещал "облачно, без осадков". Но дождь шёл уже когда я стартовал, и не переставал ни на минуту весь поход. Это дало мне понять некоторые важные вещи. Самая главная из них, которую я, впрочем, уже знал и раньше: я абсолютно не умею расчитывать свои силы и даже оценивать своё состояние. См. ниже.

Ехать я решил в Пори, на берег Ботнического залива. От Тампере 111 км по прямой, но по прямой ехать неинтересно (автомагистраль). Так что двинул окольными дорогами. Через час с лишним я понял одну ужасную вещь. Моя новая штормовка, с проклеенными швами, сделана из двух материалов: в основном жёлтый тонкий, а на плечах чёрный потолще. Так вот чёрный ПРОМОКАЕТ!!! Ну как так можно! Вроде фирма, далеко не самая дешёвая из серии -- а такое откровенное барахло. Ясно, к чему это приводит: становятся мокрыми рукава рубашки, от них и вся остальная внутренняя одежда. Что делать -- не знаю. Только громко ругаться.

Ну вот, основное впечатление изложил :) Теперь прочее.

Я сначала не мог решить, как ехать: "с полной выкладкой", то есть палатка, пена, спальник, горелка, посуда, продукты, или же "на халяву", расчитывая на кафе и кемпинги. К счастью, принял первый вариант. Палатка разместилась в одном "боку" велорюкзака, одежда+горелка+посуда+продукты (одежды и продуктов совсем мало) -- в другом. Спальник, завёрнутый в пену, сверху. В целом получилось довольно компактно. По массе это было около 12кг, причём палатка на троих и зимняя. Всё-таки много. Надо научиться брать с собой поменьше, тем более всего-то на 2 дня.

Выезд сразу после работы, в 17:15. Дорога хорошая, только вот дождь идёт... Осознаю, что на моих сельских путях никаких заправок нет, они все на основной магистрали. Наметил место, где я на неё выеду. Однако в 7 вечера увидел очень хорошее место для стоянки -- ручей и отличный сухой сосновый лес, и вне зоны видимости домов (последнее условие наиболее сложно было удовлетворить). Долго думал и решил встать, без кафе. Как только останавливаюсь -- сразу начинаю дрожать от холода, одежда-то вся мокрая. Но через 2 часа я уже лежал в спальнике. Проехал 32км, сред. скорость 19. Кстати, едется легче, чем я думал -- наверняка из-за более тонких колёс (а ведь ещё какой-никакой груз везу). И всё-таки это совсем мало, не знаю, почему так получается.

Проснулся в 7 (ну не удавалось мне выспаться в рабочую неделю! :) ) Дождь идёт, как и шёл, даже сильнее стал. Ну ладно, натягиваю мокрые джинсы, кроссовки и рубашку. Пью чай, едем дальше.

Процесс промокания продолжается. Становится холодно, и я надеваю неопреновые полуперчатки (вместо простых тряпочных). Какое счастье, что я их в своё время купил! Это единственная деталь моего снаряжения, которой я полностью доволен. Когда намокание стабилизируется (вода равномерно течёт по всей одежде), я понимаю, что снова психологически не могу остановиться, потому что становится холодно. К 12 часам выезжаю на магистраль, и там сразу кафе. Сложившееся состояние сознания требует, чтобы я ехал дальше, но остатки здравого смысла подсказывают, что надо привести башню в порядок. Сняв неопрен, захожу в кафе и там отогреваюсь. Моя чёрно-жёлтая куртка с отражателями сразу даёт понять, что я не бомж, а спортсмен. Иногда это желаемый эффект, иногда нет. Сейчас всё по фиг.

Как же хорошо, что я всё же остановился. Стало ясно, что вообще-то самый умный ход сейчас -- повернуть назад. Если я доеду до моря, то в таком состоянии, что смотреть на него не захочется. Есть ещё больше половины субботы и воскресенье, но без костра мне не согреться как следует, а следующий кемпинг уже в Пори. Оттуда за один день, пожалуй, не доехать, значит, придётся пользоваться поездом, а это уже не так спортивно, лучше просто прямо сейчас сделать петлю. Намечаю маршрут. Стартую.

Всю обратную дорогу думаю, как же я правильно поступил. Моих сил бы не хватило на то, чтобы нормально доехать до Пори, и это снова бы был мазохизм, а не спорт. Главное, начали замерзать ноги, а от этого у меня нет никакого средства. По пути делаю небольшое ответвление посмотреть на маленький вокзал, потом решаю ехать не по кратчайшей дороге, а по "сельской", чтобы не было машин. Всё-таки так и надо путешествовать, чтобы была какая-то свобода выбора, а не под девизом "до дома 40км, как-нибудь я их непременно проползу". Хотя сельская дорога грунтовая, и на ней встречаются такие горки, что я слезаю с велосипеда, не могу вытянуть. На самую маленькую передачу 1:1 не переключить -- смотри дальше.

Время упомянуть техническую сторону похода. Мой велосипед показал себя плохо. Задний переключатель Tourney Direct Pull и раньше плохо работал, делаешь щелчок -- а он не переключает, надо сделать второй "на следующую". Механик не смог это отрегулировать; ну да там просто пружина слабая. Так вот сейчас он, наверное, грязью забился, и просто перестал переключать! Нужно сделать 4 щелчка, чтобы цепь перебросилась, тогда уж сразу на 2-3 звёздочки. Как следствие, по 2 крайние с обеих сторон было не задействовать. Ладно хоть передний работал, хотя как раз на подъёмах цепь натянута, и её не сбросить на меньшую звезду. А главное-то было вот что. Стёрлись тормозные колодки. Возможно, они уже были немного стёрты (наука на будущее: ВСЕГДА проверять перед походом!), но именно за эти километры мне пришлось подтягивать тросик чуть ли не на сантиметр, и слышать дикий скрежет. Ощущение просто ужасное: гора, слегка разогнался, километров 25-30. Начинаешь тормозить, и чувствуешь, что сила тормозов меньше, чем сила притяжения, и при полностью выжатых рукоятках тормозов НАБИРАЕШЬ скорость! Уже и не спрыгнуть, и в канаву завалиться страшно... Не говорю, что могло бы быть на перекрёстках с машинами.

От дождя тоже надо что-то более надёжное. Я начинаю думать, что полиэтиленовый плащ за 20р. был бы лучше. Кроме того, как защищать ноги? Я их всё-таки отморозил, хоть и не сильно, но разогреваясь под душем, испытал несколько крайне неприятных минут, и было даже страшно, что что-то случилось нехорошее. К счастью, ничего. Да, нужно более серьёзное снаряжение, чем джинсы и динамовские кроссовки.

Короче, мне надо учиться оценивать собственное состояние. Не подвернись мне тогда очень хорошего места вечером и кафе утром -- представляю, что бы могло быть (дубль моей поездки из Хельсинки, вот что). Второй вывод -- если хочешь на велосипеде именно путешествовать, то есть быть автономным более 1 ночёвки, надо более серьёзно продумывать защиту от воды. Мой традиционный способ -- пусть всё намокнет, спортсменам по фиг, запар меньше -- даже в пешем походе работает крайне плохо (как показали последние Хибины), а велосипед -- более жёсткий спорт, там легче перенапрячься, замёрзнуть, упасть, в конце концов.

Ещё один вывод -- только на кемпинг расчитывать не стоит. Он может оказаться в 50 км, в 20 км в стороне от пути, и когда мы туда приедем промокшие и измотанные, там может не быть мест или ещё что-нибудь (или просто закрыт). На то, что в дороге можно будет покупать еду, расчитывать в моей местности можно. Только не в воскресенье.

[Движение на лошадях запрещено]

Дискриминация лошадного транспорта

А вот такой дорожный знак я встретил на велодорожке :) По соседству находилась конюшня.

Массовый финский велопробег 3 мая 2001 г.

Пробег называется Pirkan Pyöräily, что можно перевести как "Покатушка в Пирккале". Здесь для интересующихся карта-схема. Он устраивается в Тампере уже больше 30 лет и, оказывается, является одной из частей большой "программы", в которой надо пробежать на лыжах 90км, проехать на велосипеде 134, проплыть на лодке 35 и пробежать просто так 33. Должен признаться, что велосипедная дистанция -- единственная, которая меня не пугала заранее.

Началось все с того, что Нокия решила оплачивать сотрудникам стартовый взнос на это мероприятие. Взнос, кстати, не символический, 140 марок -- я сам бы ни за что не стал платить, чтобы покататься на велосипеде! А так -- целых 4 человека из нашего отдела записались проехать 134 километра в воскресенье.

Я за свою физическую форму теперь волнуюсь и стесняюсь, поэтому решил заранее "проверить, смогу ли я", и проехал трассу. В-общем, получилось, ехал я на своем гибриде, купленном в Финляндии за (относительно) небольшую сумму. Проехал, средняя скорость -- 22 км/ч. Это позорно, но лучше, чем ничего. Потом в разговоре с Jari Liimatainen, чьё фото вы здесь наблюдаете, наиболее (на самом деле, единственным) подготовленным велосипедистом из нас четверых, я услышал, что в прошлом году он проехал это на средней 31... Да. Я в принципе не мог разогнаться до 30 иначе как с большой горы, а уж вверх ехал просто еле-еле, хорошо если 15.

[Jari Liimatainen: фото]

Лицом к объективу - Jari Liimatainen.

Однако за некоторое время до этого я привез из Питера свой тамошний велосипед -- Старт-Шоссе возраста лет 20, если не больше, на котором все уже давно разваливается от полной выработки ресурса. Надежда была, что хоть он как-то поможет. Должен сказать, что надежда в некоторой степени оправдалась.

Было три дистанции: 215 километров ("профессионалы"), 134 (просто) и 43 ("семейная"). Всего зарегистрировано было около 2000 человек, из них 1500 на среднюю дистанцию. Стартовали группами по 30 человек, с интервалом между группами в 1 минуту. Можно было стартовать в любое время -- это не соревнование, разделение было только чтобы все не ломанулись одновременно, -- и мы вчетвером поехали вместе. Я решил придерживаться Jari до тех пор, пока смогу. Двое остальных участников были на таких велосипедах, что они должны бы быть чемпионами мира, чтобы держать больше 25км/ч, и отстали почти сразу. Оставшуюся часть пробега я в основном видел перед собой спину Jari...

Примерно через каждые 25км на трассе были сделаны пункты обслуживания. Там раздавали напитки, шоколадки, изюм, а в середине -- еще кисель, булочки и соленые огурцы :) Я постановил, что будет здорово, если смогу сделать только одну остановку, именно посередине.

[Остановочный пункт. Едим, пьём.]

Остановка. Спиной к объективу на фотографии стоит человек с номером на красном фоне. Это группа людей, участвовавших в Pirkan Pyöräily 20 или больше раз!

В основном, мы обгоняли. Было много простых людей на простых велосипедах. Профессионалы на 210км стартовали раньше, и с ними мы не пересекались. Jari задал темп 30км/ч и уверенно держал его. Проехав километров 30, я перестал в это верить. Да возможно ли такое? Хотя, силы вроде были, и мы даже менялись -- по 15 минут лидировал я. Проезжая первые два пункта, я чувствовал, что без этой остановки проживу. В конце концов, доехали до середины, поели и попили там всего, что давали, и особо не отдыхая, двинули дальше. Погода чуть прояснилась: сначала постоянно накрапывал дождь, а потом вроде перестал.

Это был переломный момент. Сразу после начиналась более холмистая местность, чем была раньше, и пришлось нелегко -- начальный кайф улетучился, пошла тяжелая работа. Я стал страдать от отсутствия низких передач. Все же, мы почти не сбавили темпа. Через некоторое время я сказал Jari, что больше лидировать не могу -- у меня это получалось со скоростью 25 км/ч, а у него -- 30. Jari ушел в бессменное лидерство. Кстати, велосипед у него -- гибрид, шины 30мм, более вертикальная посадка -- шел лучше моего Старта! На всех спусках я оставался сзади. Что бы было, если бы на него поставить 25мм, да шоссейный руль... После этого я задал вопрос на Велозону, от чего зависит пассивный ход велосипеда. Впрочем, там это была уже старая культовая тема.

Еще через некоторое время мелкие холмы кончились, но начались длинные пологие подъемы и спуски. Я начал думать: всё. Я отрываюсь. Больше не выдерживаю. Хотя Jari тоже чуть замедлился. Обгоны на трассе практически прекратились, на каждом подъеме было видно длинную ровную цепочку велосипедистов.

[Мероприятие удалось!]

Хорошо, когда кормят...

Последний сервисный пункт был в 13км от финиша. Глядя раньше на карту, я думал: ну, это извращение. Кому нужно останавливаться, если осталось езды на полчаса? Однако, если бы этого пункта не было -- не уверен, доехал бы я вообще... Мимо нас на страшной скорости пролетели какие-то обтекаемые фигуры с номерами до тысячи. Это были профессионалы, успевшие догнать нас. Вдруг я увидел, что Jari ушел направо. Уже плохо соображая, я чуть было не проехал прямо :) но все же повернул за ним. Там мы снова попили сока и чуть постояли перед последним рывком.

Рывок даже удался. К моему полнейшему удивлению, нас обогнали 2-3 человека на "простых" велосипедах, без контактных педалей и велотрусов -- в конце дистанции таких уже не было (кроме меня, крутого! :) ). Это должны были быть настоящие веломонстры. Какая же все-таки колоссальная разница между Стартом и тем чудом, что мною куплено здесь! На нем я бы до первого привала не доехал... У финишных ворот стояли дети лет 10-15 и всем приезжавшим вешали на шею "медали" о проходе трассы. На стадионе, где финишировали, продавали еду, но я что-то вообще ничего не хотел. Спидометр показывал, что наша средняя скорость -- 28км/ч, если не учитывать время привалов. Ни за что бы в это не поверил, если бы мне кто-нибудь сказал заранее. Да здравствует Старт-Шоссе. Даже жалко стало его выбрасывать.

Так что -- мероприятие прошло отлично. Впервые я благодарен Нокии за то, что она что-то устроила :)

Тампере-Репосаари, 16 июня 2001 г.

Близится летнее солнцестояние, а я ещё никуда не ездил ночью! Надо это исправить. Намечен выезд под названием "Ночь и море" -- на берег Ботнического залива. Карта показывает такой объект: далеко уходящий в море мыс, по нему -- дорога с разводным мостом, в самом конце -- посёлок с церковью и кемпингом. Может оказаться интересным. Придя домой с работы и поужинав, не борюсь с обычной сонливостью, а ложусь спать (в 7 вечера). Как и ожидается, просыпаюсь в 11. Второй ужин, сборы, и в час ночи я стартую с маленьким рюкзаком на багажнике, в котором термос и запасная одежда. Погода вроде бы сухая -- первый раз за все мои прогулки в этом году.

На самом выезде из Тампере ехать по основной магистрали нельзя, но я уже знаю местные дороги и неторопливо пересекаю город Нокиа. На улице совсем светло, фара включена только для того, чтобы видели меня. Всё же оказалось, что моего знания дорог недостаточно, и я выезжаю на главное шоссе больше чем через час. На нём -- заглядение: машин нет вообще, дорога прямая. Прямая, правда, только в горизонтальной плоскости, в вертикальной присутствуют длинные пологие отклонения. В основном это спуски к мостам.

В 3:20 останавливаюсь у закрытого кафе. Как же было умно взять термос с чаем, иначе пришлось бы часов до 8 утра питаться только свежими впечатлениями. Начинает выпадать роса, вообще, довольно холодно. Радует, что у меня есть какой-то туристский опыт: любой человек знает, что на рассвете температура может упасть на десять градусов, но не любой вспомнит об этом, когда надо собирать вещи. Почему-то холодно ногам, хотя надеты шерстяные носки. После старта я чувствую, что это совсем не здорово, потому что после отогревания они сразу же замерзают снова. Приходится останавливаться чуть ли не каждые полчаса и махать ногами, придерживаясь за руль :)

[]

Kullaa -- поселение астрологов?

И вот верхушки деревьев освещаются восходящим солнцем!

Вторая остановка в 6:30 -- просто увидел хорошее место. Солнце уже достаёт до земли и поэтому не так холодно, роса сошла. До Пори совсем недалеко. После остановки я начинаю встречать первых людей на дороге.

[Ограничение скорости 10км/ч]

Для кого это ограничение скорости?

Вот такой ограничитель скорости для велосипедистов установлен на старых железнодорожных путях. Похоже, что по ним уже давно не ездили поезда, а ограничитель удобно объезжается справа :)

Наконец, 8:30, и я на автовокзале Пори. Пройдено 110км. По пути увидел два велосипедных магазина, и ни одной открытой кофейни (что совсем не удивительно в такое время). Приходится съесть вокзальный гамбургер. А город просыпается, светит солнце, настроение замечательное. Решаю просто так поездить туда-сюда, чтобы можно было сказать, что я "видел Пори". Встречаю пару памятников современного искусства (жаль, фотографии вышли очень плохо), базарную площадь, на которой в 9 утра все торговцы уже заняли свои места, да и покупатели есть. Заканчиваю обзор в 9:40 и направляюсь дальше, к морю. Рядом с шоссе туда ведёт просто чудесная велодорожка -- без пересечений и уходов в тоннели, с хорошим асфальтом. Пролетаю по ней, так, что пропускаю поворот на Репосаари. Впрочем, ничего плохого в этом нет: в "конце" прекрасный выход на залив, морской ветер, и даже лебедь по волнам плывёт, ну совсем картинное ощущение. Посёлок производит впечатление курортного: маленькие ухоженные дома, мало дорог, промышленности не видно, много ресторанов.

Проезжаю обратно до поворота на Репосаари. Туда велодорожки нет, но шоссе тихое. Оно идёт по узкому перешейку, и тут я чувствую настоящий морской ветер. Какое счастье, что он боковой! Приходится надевать куртку, потому что хоть и солнце светит, тепло, но на таком ветру в одной рубашке я замерзаю. Около самого разводного моста стоят ветряные генераторы. Их было видно издалека, и вот сейчас я подъехал к их подножью. Зрелище достойное двадцать первого века: на тонких ножках высотой с пятиэтажный дом -- трёхлопастные пропеллеры, как у вертолёта, вращающиеся довольно размеренно, где-то три секунды на оборот. Их стоит несколько в ряд. А невдалеке мальчик запускает воздушного змея. Настоящее царство ветра.

[На берегу Ботнического залива]

Репосаари, на берегу Ботнического залива. От одного края острова до противоположного пять минут хода.

Сам Репосаари -- такой же курортный посёлок. Очень тихо, насквозь продувается ветром, дома маленькие. В кемпинге открывается прекрасный вид на залив, впрочем, он здесь везде прекрасный. У меня складывается ощущение, что у людей какой-то коллективный праздник -- ходят толпами, одеты более прилично, чем я привык видеть.

Обратная дорога в Пори пошла быстрее -- ветер всё-таки имел западную составляющую, легко ехалось 25 и больше. В городе успеваю на поезд до Тампере в 15:40, в поезде всего три вагона. За полтора часа дороги получается даже немного поспать. В 6 часов вечера дома.

Пройдено 184 км, средняя скорость 21.50 км/ч, время в седле 8:34.

Хельсинки-Тампере, попытка номер два

Старт в 12:15. Не очень рано, но ведь хочется поболтать -- встречаемся со Славой в Финляндии, до этого виделись в Университете (почти исключительно на военной кафедре и сборах) 5 лет назад. Едем не слишком быстро, 15:30 -- хороший привал в Jarvenpaa, в китайском кафе. 19:30 -- заправка перед Hameenlinna. В самом городе в 20:00, уже совершенно темно. До Тампере ещё 80 км; решаем поездить по старому городу и посмотреть на крепость. Посмотреть удаётся только из-за крепостной стены, потому что вход уже давно закрыт, но всё равно впечатляет. В 21:15 разъезжаемся на автобусах по домам в противоположные стороны.

Пройдено 120 км, сред. скорость 22.0 км/ч.

Хельсинки-Тампере, попытка номер три (4.11.2001)

Сел в автобус на Хельсинки в 8:30, едва не опоздав (средняя скорость от дома до вокзала вышла 27 км/ч!). Впрочем, стартовать получилось снова только в 12:20. Слава поворачивает обратно километров через 30, большого катания не планировалось. В результате всевозможных торможений к 16:00 я отъехал всего-то на 40 км от Хельсинки! Уже начинает темнеть. В 17:00 включаю Sigma Ellipsoid с аккумуляторами номинальной ёмкости 1.8А/ч. Исходя из простого арифметического расчёта, их должно хватать на 4 часа, но почему-то через полтора часа начинает гореть лампочка, означающая, что напряжение упало. Еще 15 минут -- и фара сдохла окончательно. Включаю своё самодельное детище с аккумулятором массы 1.7 кг и ёмкости 4А/ч (и напряжения 12 вольт). Ощущение описывается словами "да будет свет". Дорожные знаки, например, видны нормально издалека. Ещё бы, лампочка 20 ватт против 5. Как и ожидалось, этого хватает ещё на час (а не на два по расчёту). Вставляю в Sigm-у запасные батарейки и этого как раз хватает, чтобы доехать до той же самой Hameenlinna. Что же это -- судьба?.. По крайней мере на этот раз да.

Города вокруг Тампере (покатушка с примесью истории)

Фотографии здесь все не мои, а с сайта www.narva.sci.fi. Поэтому на них изображено лето. А я ехал зимой, дороги были в-основном чистые, но всё же шипованные шины влияют на скорость.

Утром на градуснике -2. Небо чистое, ожидается солнце. Самая велосипедная погода! Едем осмотреть несколько маленьких городков вокруг Тампере. Благо многие из них гораздо старше самого Тампере на несколько сотен лет.

Стартую в 8 утра. Темно, но погода приятная. В 9:10, на выезде из города под названием Nokia останавливаюсь на заправке выпить кофе с булочкой. Как раз рассвело.

В 11 часов проезжаю посёлок (или городок?) Narva. На информационном щите, который установлен на центральной площади, читаю, что здесь обнаружены орудия труда первобытных людей, датируемые 4000 годом до нашей эры, а также -- что город был центром торговли этого района до тех пор, пока в девятнадцатом веке не вырос Тампере.Сейчас здесь есть музей домашней утвари, правда, я не поехал искать его и узнавать, открыт ли.

Ещё через час -- Vesilahti. Там на довольно высокой горе массивная церковь 1802 года и колокольня 1782. В 12:00 останавливаюсь на обед. К счастью, в баре, из тех, что работают по выходным, есть и нормальная еда для велосипедиста.

[Церковь]

Церковь, 1802

[Часовня]

Часовня, 1782

15:00 выезжаю из Valkeakoski на старое шоссе Хельсинки-Тампере. Что такое! Уже который раз в этом месте, на этом шоссе, я обнаруживаю, что еле-еле могу крутить педали. Но кое-как докрутил. 16:15 дома.

Пройдено 127 км, сред. скорость 21.8 км/ч, время в седле 5:50.

Зимняя поездка на северо-запад (12 января 2002)

Старт 9:30. Чудесная погода, -2 и лёгкий пушистый снег. За час выбираюсь из черты города. Ближайший выезд из него в десяти минутах от дома, но я еду через Nokia. Ещё через полчаса останавливаюсь в красивейшем месте под названием Siuro. Маленькая кофейня стоит прямо у моста, идущего через самое устье реки. В воздухе всё те же -2. Вспоминается Боб Марли, "Coming in from the cold" -- на улице тишина, белизна, никого нету, а в кафе -- всего-то пара столиков, но тепло делает его оазисом в пустыне. Согрел ноги.

Дальнейший путь -- на север, вверх по реке. Красота всё та же. Дорога совершенно белая, ничуть не запачкана песком. Почти нет льда. Наверное, это меня расслабило, и на небольшом спуске я полетел с велосипеда. Всё произошло так быстро, что когда я понял, что что-то не в порядке, я уже ехал по дороге на боку. К счастью, машин не было...

Через пару часов делаю маленький привальчик у смотровой вышки, на первом этаже которой плакаты с изображениями живущих в этой местности птиц.

А следующее разнообразие -- в 15:00 убираюсь на землю снова. На этот раз посильнее, слегка ударил локоть, но одежда спасла -- проехал несколько метров без повреждений. Постоял, пришёл в себя. Сразу стало холоднее -- или, может, это прошло возбуждение дорогой, под которым можно не чувствовать ни холода, ни усталости, до тех пор, пока они не соберутся с силами и не нагрянут внезапно. Как раз пора и фару включать. За два часа доезжаю до дома -- как раз пока хватает аккумуляторов. Надо что-то придумать, чтобы не падать. Летняя агрессивная резина совершенно не помогает на льду.

Пройдено 100 км, сред. скорость 21 км/ч.

На лыжах, пешком, или на велосипеде? (Февраль 2002)

Все мои предыдущие выезды, не считая зимних, можно было совершить и на шоссейном велосипеде. Наконец захотелось рвануть в лес, так, чтобы не всё время ехать по дороге. В окрестностях Тампере для этого совсем необязательно уезжать далеко.

Это мне удалось. 20км по дорогам, 5 км волочения велосипеда по снегу в лесу -- правда, по тропе (ехать по ней мне никак не удалось). Только метров 500 вначале пришлось тащить велосипед на себе, а не рядом с собой. Как-то это было не очень эргономично. А лесной участок идеально проехался бы на лыжах!.. Настоящая зима, снежные шапки на елях, согнутые аркой тонкие берёзы... Правда, на лыжах я бы туда не попал, а на велосипеде -- пожалуйста.

Выезжаю на дорожку к домику, в котором много народу (спортивное какое-то мероприятие). На выезде встречаю коллегу по работе! Он приехал на машине с ребёнком. Дальше у меня "выход в цивилизацию" -- дорога всё лучше и лучше. Один раз на спуске удалось чудом выправить занос переднего колеса. Для разнообразия прошёл небольшой дождик.

И вот я на шоссе. Тут меня ожидал сюрприз: видимо, температура земли была ниже нуля, и дождик на дороге превратился в идеальную ледяную корку. М-да... На переднем колесе у меня была шипованная шина Nokian Extreme, а на заднем -- обычная летняя. Заднее колесо заносило постоянно. Любое резкое движение -- занос. А по шоссе машины ездят, опасно. В конце концов я всё-таки не удержался и лёг на землю. После этого дал себе слово ехать еле-еле. Сдержать его было трудно, но я старался, и доехал до въезда в город на скорости не больше 15 км/ч.

Город Huittinen (март 2002)

Козёл и пролетарии из города Ваммала (апрель 2002)

[Металлический козёл]

Ничего особого. Козёл сделан из металла.

[Пролетарии]

На соседнем сквере -- типичные пролетарии после работы :)

/Константин Шемяк (konstantin@shemyak.com) / Велосипед / Покатушки вокруг Тампере Valid HTML 4.01! Valid CSS!